Наметки для следующего собрания Научно-Дискуссионного клуба:
Пару дней назад заинтересовался мыслью о том, каким должен быть идеальный университет. Идеал с точки зрения университета – это наиболее совершенное его устройство. То есть когда все работает как надо.
Что для студентов идеальный университет: это то, что они видели заграницей и то чему они завидуют. Здесь можно упомянуть современную библиотеку, электронное расписание и электронную работу деканата, чистые современные аудитории со всеми современными мультимедийными устройствами, типа электронной доски, проектора, колонок и ещё много вещей, про которые я, может быть, даже не слышал. Ещё наверно студент обязательно бы упомянул свободный выбор предметов, разрекламированные учебные курсы с лекторами, известными на весь мир и набором литературы, написанной на понятном и увлекающем языке. Плюс ко всему этому наверно неплохо добавить достойными общежития и возможность путешествовать между различными университетами. Ну и конечно же самостоятельность университета в финансовом и административном плане.
Что на взгляд студентов изменилось бы в их поведении:
- увеличилась бы посещаемость лекций
- увеличилась бы заинтересованность в тех предметах, которые им читают
- студенты стали бы больше времени проводить в библиотеке
- больше бы участвовать в конференциях
- читать литературу
- с интересом писать научные работы
- в конце концов, стали бы в большей степени разбираться в том, что они изучают.
Преподаватели, во всяком случае, самые прогрессивные из них, тоже хотели бы, чтобы все было так. Однако есть НО, которые не позволяют ситуации быть такой, какой хотелось бы:
- на все это нужны деньги
- для этого нужно пойти на реформы в большей децентрализации образования, что может только развалить ту систему, которая есть, но не создать новую
- для этого нужно чтобы украинский бизнес действительно осознал, что специалисты с неба не падают
- для этого нужно воспитать новое поколение преподавателей, которые смогут понять, что от них требуется
- и самое главное – нужно, чтобы большинство осознало, что плохое образование - это проблема.
Однако, на мой взгляд, проблема идеального университета – глубже, чем все выше написанное. Потому что университет – это не сборка материальных благ, которые так модны в современном мире. Главное в университете – это его культурное, воспитывающее и просвещающее значение. Сможет ли университет, получив все выше написанное – изменить свое место в обществе, стать чем-то, что объединит молодежь вокруг ценностей и идеалов, именно идеалов? Когда-то давно главным факультетом университета был философский. Он объединял все факультеты и все знания, объединял людей, которые работали единым мировоззрением, которое помогало ученым, не падать духом, когда очередное исследование провалилось. Поэтому, на мой взгляд, ни смотря на все материальные НО, главным препятствием в возвращении университету его общественного и социального места является его философия, его духовная, объединяющая составляющая.
Очень правильные мысли, однако на все это нужно время и средства. Мне кажется, что начать следовало бы с качественного отбора абитуриентов. Главная проблема нашей системы образования в том, что в университеты берут ВСЕХ. Посмотрим на Запад: строгие экзамены, собеседования, на которых задают вопросы о том, с какой целью абитуриент идет в университет, почему его кандидатура подходящая и т.д.
ОтветитьУдалитьКачественный отбор абитуриентов = "правильный" студент = "правильный ("идеальный")" университет с "правильной" философией. Ведь нельзя быть уверенными, что ВСЕХ, "неправильных" поставят на путь "идеальной" философии технологии и т.д.
В нашей стране коррупция не скоро позволит отбирать "элитарные" массы(((
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьФеодальная привилегия «от степени», «от должности», например ученой или вузовской, уходит в прошлое вместе с многими иными привилегиями. А страх перед рынком может быть снят простым резоном: «Одна только… рыночная эффективность может настолько же мало воодушевить абитуриентов и, возможно, даже профессуру, насколько мало может заставить больных покупать лекарство фармацевтической фирмы сообщение о том, как успешно она продает свои товары, – без ссылки на их качество, потребное для излечения» [8]. Так что превращение университета в лавку – это фантом, а не поглощающая его перспектива.
ОтветитьУдалитьИ высокое качество образования никуда не денется, только оно не отменит ни среднее, ни нижайшее качество. От этих попутчиков точно не избавиться, как от человеческого несовершенства вообще. Возрастет число подходов к определению уровня качества. Не исключено даже, что государство, наконец, успокоится в этом отношении, оставив дискуссии о нем гражданскому обществу.
Итак, «классическим», бесспорно академическим университет уже не будет, будет погруженным в рынок, будет постакадемическим, меняющимся, и уже с очевидностью не вписывающимся ни в какой пра-образ. Потому постакадемичность не будет исключать и академичности, она ведь – не антиакадемичность, но и для таковой найдется местечко. Университет останется в чем-то храмом, в чем-то фабрикой, в чем-то торговой лавкой, у него будет много других признаков, которые к общему знаменателю можно свести лишь на бумаге, которая и не такое стерпит. Речь-то, в конце концов, не об университете, а о нашей возможности осмысления, в том числе университета, о пифагорейском соблазне свести все если не к числу, то к формуле.
(http://www.lexed.ru/pravo/notes/conf/?kislov.html)
Вот интересная вырезка из статьи.
думаю, самым большим тормозом наших университетов является старческий состав преподавателей, который не собираются адаптироваться к современности. Сами не уволятся, - пенсия маленькая и скучно. их не уволишь - не положено по уставу и морали.
ОтветитьУдалитьНастя Нгуен:
ОтветитьУдалитьКак мне кажется, здесь прозвучала правильная идея по поводу того, что простое наличие материальных благ без переосознания задач университета не приведет ни к чему хорошему. Поэтому наложение западной модели образования без изменения отношения студентов и преподавателей к самому образованию совершенно бессмысленно. Университет должен выпускать ОБРАЗОВАННЫХ людей, а не тех, кто сумел познакомиться со всеми новинками техники. И технические блага должны выступать средством получения образования, а не свидетельством престижа ВУЗа.
Наличие прекрасно оснащенного университета - это отлично, но украинскому студенту нужна еще и духовная мотивация к тому, чтобы заниматься наукой.
итаю, "идеальный университет" желательно, но не обязательно должен представлять собой модернизованное и оснащенное последними технологиями учебное заведение. "Идеальный университет" - это прежде всего преподаватели и студенты, которые являются его лицом . И суть не в том, какие ученые степени и звания у преподавателей, и какой уровень IQ у студентов, а в их личной заинтересованности НАУЧИТЬ и НАУЧИТЬСЯ. Проблема как всегда заключается в самих людях - в нас. С одной стороны - студенты не желают воспринимать лекции преподавателя, и многие, но подчеркиваю не все, преподаватели дают сухие, скучные лекции, даже не пытаясь проявить у студентов интерес к излагаемому предмету.Я соглашусь с Андреем, что именно духовная составляющая является образующей частью "идеального университета".
ОтветитьУдалитьЧто касается "правильных и неправильных" студентов и условий отбора в ВУЗы, то я думаю, что в нашей стране это уже не проблема образовательной системы, в которой и так достаточно ужесточились условия отбора студентов - сократились бюджетные места повысились проходные баллы, отменились льготы для некоторых категорий граждан, повысились цены на обучение, а проблема общества в целом, его морали. Сети коррупции охватили практически все элементы системы нашего общества. И если тенденция ужесточения набора студентов будет сохраняться без решения проблемы коррупции - осознания обществом ужасных последствий этого социального явления - то все меньше достойных ребят будет иметь возможность получить высшее образование и все больше "высококвалифицированных" специалистов будет выпускаться ВУЗами.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьА, по-моему, все так любят зарубежные институты не столько за классные видеотеки и супер новые электронные доски, сколько за то, что студенты имеют понятие и видение дальнейшего применения тех знаний от дисциплин, которые изучают. Да, я согласна, что креативные преподаватели-новаторы - залог успеха, но как ни крути, это лишь средство достижения цели, которая у каждого человека в жизни разная.
ОтветитьУдалитьВ постсоветском образовании наблюдается противоположная тенденция – сначала делаю как все (т.е. поступаю), а потом после университета устроюсь на работу туда, куда возьмут с з/п побольше. И не посмотрит (чаще всего) молодежь на то, что хоть в госорганах мало платят, зато можно работать юристом, потому что учил юриспруденцию 5 лет, а будет устанавливать окна-двери за 1000 у.е. в месяц.
Понимание надо менять, учиться ставить цели, искать путей их достижения, а не ходить на пары 5-6 лет, получать «отлично» и не понимать, кто это все в конечном итоге оценит!!!