воскресенье, 25 сентября 2011 г.

Идеальный университет. Андрей Федотов.


Наметки для следующего собрания Научно-Дискуссионного клуба:

Пару дней назад заинтересовался мыслью о том, каким должен быть идеальный университет. Идеал с точки зрения университета – это наиболее совершенное его устройство. То есть когда все работает как надо.
Что для студентов идеальный университет: это то, что они видели заграницей и то чему они завидуют. Здесь можно упомянуть современную библиотеку, электронное расписание и электронную работу деканата, чистые современные аудитории со всеми современными мультимедийными устройствами, типа электронной доски, проектора, колонок и ещё много вещей, про которые я, может быть, даже не слышал. Ещё наверно студент обязательно бы упомянул свободный выбор предметов, разрекламированные учебные курсы с лекторами, известными на весь мир и набором литературы, написанной на понятном и увлекающем языке. Плюс ко всему этому наверно неплохо добавить достойными общежития и возможность путешествовать между различными университетами. Ну и конечно же самостоятельность университета в финансовом и административном плане.
Что на взгляд студентов изменилось бы в их поведении:
- увеличилась бы посещаемость лекций
- увеличилась бы заинтересованность в тех предметах, которые им читают
- студенты стали бы больше времени проводить в библиотеке
- больше бы участвовать в конференциях
- читать литературу
- с интересом писать научные работы
- в конце концов, стали бы в большей степени разбираться в том, что они изучают.
Преподаватели, во всяком случае, самые прогрессивные из них, тоже хотели бы, чтобы все было так. Однако есть НО, которые не позволяют ситуации быть такой, какой хотелось бы:
- на все это нужны деньги
- для этого нужно пойти на реформы в большей децентрализации образования, что может только развалить ту систему, которая есть, но не создать новую
- для этого нужно чтобы украинский бизнес действительно осознал, что специалисты с неба не падают
- для этого нужно воспитать новое поколение преподавателей, которые смогут понять, что от них требуется
- и самое главное – нужно, чтобы большинство осознало, что плохое образование - это проблема.
   
Однако, на мой взгляд, проблема идеального университета – глубже, чем все выше написанное. Потому что университет – это не сборка материальных благ, которые так модны в современном мире. Главное в университете – это его культурное, воспитывающее и просвещающее значение. Сможет ли университет, получив все выше написанное – изменить свое место в обществе, стать чем-то, что объединит молодежь вокруг ценностей и идеалов, именно идеалов? Когда-то давно главным факультетом университета был философский. Он объединял все факультеты и все знания, объединял людей, которые работали единым мировоззрением, которое помогало ученым, не падать духом, когда очередное исследование провалилось. Поэтому, на мой взгляд, ни смотря на все материальные НО, главным препятствием в возвращении университету его общественного и социального места является его философия, его духовная, объединяющая составляющая.

8 комментариев:

  1. Очень правильные мысли, однако на все это нужно время и средства. Мне кажется, что начать следовало бы с качественного отбора абитуриентов. Главная проблема нашей системы образования в том, что в университеты берут ВСЕХ. Посмотрим на Запад: строгие экзамены, собеседования, на которых задают вопросы о том, с какой целью абитуриент идет в университет, почему его кандидатура подходящая и т.д.

    Качественный отбор абитуриентов = "правильный" студент = "правильный ("идеальный")" университет с "правильной" философией. Ведь нельзя быть уверенными, что ВСЕХ, "неправильных" поставят на путь "идеальной" философии технологии и т.д.

    В нашей стране коррупция не скоро позволит отбирать "элитарные" массы(((

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Феодальная привилегия «от степени», «от должности», например ученой или вузовской, уходит в прошлое вместе с многими иными привилегиями. А страх перед рынком может быть снят простым резоном: «Одна только… рыночная эффективность может настолько же мало воодушевить абитуриентов и, возможно, даже профессуру, насколько мало может заставить больных покупать лекарство фармацевтической фирмы сообщение о том, как успешно она продает свои товары, – без ссылки на их качество, потребное для излечения» [8]. Так что превращение университета в лавку – это фантом, а не поглощающая его перспектива.
    И высокое качество образования никуда не денется, только оно не отменит ни среднее, ни нижайшее качество. От этих попутчиков точно не избавиться, как от человеческого несовершенства вообще. Возрастет число подходов к определению уровня качества. Не исключено даже, что государство, наконец, успокоится в этом отношении, оставив дискуссии о нем гражданскому обществу.
    Итак, «классическим», бесспорно академическим университет уже не будет, будет погруженным в рынок, будет постакадемическим, меняющимся, и уже с очевидностью не вписывающимся ни в какой пра-образ. Потому постакадемичность не будет исключать и академичности, она ведь – не антиакадемичность, но и для таковой найдется местечко. Университет останется в чем-то храмом, в чем-то фабрикой, в чем-то торговой лавкой, у него будет много других признаков, которые к общему знаменателю можно свести лишь на бумаге, которая и не такое стерпит. Речь-то, в конце концов, не об университете, а о нашей возможности осмысления, в том числе университета, о пифагорейском соблазне свести все если не к числу, то к формуле.
    (http://www.lexed.ru/pravo/notes/conf/?kislov.html)

    Вот интересная вырезка из статьи.

    ОтветитьУдалить
  4. думаю, самым большим тормозом наших университетов является старческий состав преподавателей, который не собираются адаптироваться к современности. Сами не уволятся, - пенсия маленькая и скучно. их не уволишь - не положено по уставу и морали.

    ОтветитьУдалить
  5. Настя Нгуен:
    Как мне кажется, здесь прозвучала правильная идея по поводу того, что простое наличие материальных благ без переосознания задач университета не приведет ни к чему хорошему. Поэтому наложение западной модели образования без изменения отношения студентов и преподавателей к самому образованию совершенно бессмысленно. Университет должен выпускать ОБРАЗОВАННЫХ людей, а не тех, кто сумел познакомиться со всеми новинками техники. И технические блага должны выступать средством получения образования, а не свидетельством престижа ВУЗа.

    Наличие прекрасно оснащенного университета - это отлично, но украинскому студенту нужна еще и духовная мотивация к тому, чтобы заниматься наукой.

    ОтветитьУдалить
  6. итаю, "идеальный университет" желательно, но не обязательно должен представлять собой модернизованное и оснащенное последними технологиями учебное заведение. "Идеальный университет" - это прежде всего преподаватели и студенты, которые являются его лицом . И суть не в том, какие ученые степени и звания у преподавателей, и какой уровень IQ у студентов, а в их личной заинтересованности НАУЧИТЬ и НАУЧИТЬСЯ. Проблема как всегда заключается в самих людях - в нас. С одной стороны - студенты не желают воспринимать лекции преподавателя, и многие, но подчеркиваю не все, преподаватели дают сухие, скучные лекции, даже не пытаясь проявить у студентов интерес к излагаемому предмету.Я соглашусь с Андреем, что именно духовная составляющая является образующей частью "идеального университета".
    Что касается "правильных и неправильных" студентов и условий отбора в ВУЗы, то я думаю, что в нашей стране это уже не проблема образовательной системы, в которой и так достаточно ужесточились условия отбора студентов - сократились бюджетные места повысились проходные баллы, отменились льготы для некоторых категорий граждан, повысились цены на обучение, а проблема общества в целом, его морали. Сети коррупции охватили практически все элементы системы нашего общества. И если тенденция ужесточения набора студентов будет сохраняться без решения проблемы коррупции - осознания обществом ужасных последствий этого социального явления - то все меньше достойных ребят будет иметь возможность получить высшее образование и все больше "высококвалифицированных" специалистов будет выпускаться ВУЗами.

    ОтветитьУдалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  8. А, по-моему, все так любят зарубежные институты не столько за классные видеотеки и супер новые электронные доски, сколько за то, что студенты имеют понятие и видение дальнейшего применения тех знаний от дисциплин, которые изучают. Да, я согласна, что креативные преподаватели-новаторы - залог успеха, но как ни крути, это лишь средство достижения цели, которая у каждого человека в жизни разная.
    В постсоветском образовании наблюдается противоположная тенденция – сначала делаю как все (т.е. поступаю), а потом после университета устроюсь на работу туда, куда возьмут с з/п побольше. И не посмотрит (чаще всего) молодежь на то, что хоть в госорганах мало платят, зато можно работать юристом, потому что учил юриспруденцию 5 лет, а будет устанавливать окна-двери за 1000 у.е. в месяц.
    Понимание надо менять, учиться ставить цели, искать путей их достижения, а не ходить на пары 5-6 лет, получать «отлично» и не понимать, кто это все в конечном итоге оценит!!!

    ОтветитьУдалить